Возвращение Чермена. Часть IV.
Когда Чермен ушёл в абреки и стал осаждать Нижний Кобан набегами,
Тулатовы решили вернуть Чермена.
Кадаг и версия предания повествуют о возвращении Чермена в Кобан из Ингушетии. По варианту Т—8, Тулатовы решили вернуть Чермена и отправили к нему 12 посредников со словами: «Цы дае хъаеуы, уый дын ратдзыстаем, уаеддаер фаестаемае наехимае рацу. Махмае уалдай лаегтае наей».— В тексте Т—6 «кобанцы послали к Чермену своих послов с просьбой вернуться домой и взять земли — сколько он хочет и
какую хочет. Чермен согласился и вернулся в Кобан». В этом варианте предания помещен подробный рассказ о неудачной попытке вернуть Чермена, сделанной сразу же после его отъезда из Кобана. Суть рассказа в следующем: Мурзабек объявляет, что отдаст дочь за того, кто сумеет вернуть Чермена. Названый брат Чермена Абрек Бадзиев догоняет его, но тот не соглашается вернуться. Очень похожа в деталях попытка вернуть Чермена в предании, изложенном Д. Гатуевым.
Кадаг К—1 показывает удачной попытку Абрага Бадзиева вернуть Чермена:
«Куы сфаелмаецыдысты, уаед Тылаттаты Мырзабег Чермены аердхорд Бадзиаты Абраегмае басидти аемае йын загъта: Чермены куы аербакаенай, уаед дын мае раесугъд чызг Цаехайы усаен рат-
дзынаен. Абраег ацыди Галасгаемае аемае Чермены аербакодта».
В первой версии, где Чермен уходит ни в Ингушетию , а в Ларс, Чермен нашёл его там, на дороге, поравнялся с ним и сказал: «Чермен, я брат твой названный. Помоги мне жениться на Дзга, вернись ради всех святых».
Чермен не согласился и ответил: «Я не игрушка и прощаю тебе такое предложение только потому, что ты названный брат мой». И Абрек ни с чем вернулся обратно.
Во второй, Абраг отправляется за Черменом в ответ на обещание Мурзабека выдать за него красавицу дочь, но вернувшись с Черменом, Абраг вдруг отказывается от красавицы и возвращает свое право на девушку ее отцу.
Объясняется это так. Первый раз, когда только отправился Чермен к ингушам и Ахмеду Дударову (у Болаева - Дзапар, ср.с именем "Дабан" известном по рассказу Г.Цаголова о "бунте в Осетии") в Ларс, Абраг отправился к нему один, и действительно потерпел неудачу. Во второй раз "Тылаттаты зæрæдтæй, зæронд АбрагБыдзыго" отправился во главе посольства из "12 лучших жителей Кобани". Поэтому возвращение Чермена не было его личной заслугой, да и передумал Абраг женится на своей родственнице, решив не нарушать священный гъдау и не открывать тайну того, кем он явлется .
Чермен сильно тосковал по родным местам. Ингуши настаивали на том, чтобы он не просто сам нападал на родной аул, но и возглавил их нападение на кобанцев с тем, чтобы угнать скот их и захватить пленников. Под разными предлогами Чермен откладывал нападение. Наконец он вынужден был согласиться, но сумел уведомить своих кобанцев и предупредить, чтобы те угнали свой скот в безопасное место и приготовились к обороне. Кобанцы все исполнили.
Когда явились ингуши, они были страшно удивлены, встретив вооруженных кобанцев и, обратившись к Чермену, спросили: «Где же скот?» «Там, внизу»,— отвечал он,— «берите его». «Но там много воинов!» — воскликнули они. «Так кобанцы всегда охраняют свои стада»,— сказал Чермен. Напуганные ингуши решили вернуться домой.
Благодарные же кобанцы послали к Чермену своих послов с просьбой вернуться домой и взять земли — сколько он хочет и какую хочет.
Кадаг в записи К—2, так представляющий возвращение Чермена: «Минаеваерттае йаем Хъобан аервитынтае байдыдтой: Бары хай райе, Чермен, фыдбылызаен
аегъгъаед фаеуаед. Лаеджы хорз, земгары хорз Хъобан фервыстой аемае Чермены Хъобанмае аеркодтой».— «Посредников стали посылать к нему кобанцы: Возьми любую долю, Чермен, довольно несчастий. Лучших людей, лучших друзей посылали кобанцы и вернули в Кобан Чермена».
Очевидно, что помимо Абрага, на это раз отправились в Ингушетию: Дито хаджи Моргоев, Хамурза Аспиев, Хусин Кануков, Уари Бытаев, Дзиу Дзагоев, Токо Джибилов и др.
Главным доводом , убедившим Чермена вернуться, были слова Абрага: "Мæ Хъуыраны ардыстæн, цæмæй фесæфæм, уый нын кæны" имея ввиду дело Дзамбулата против кобанского народа.
Наиболее сильная версия предания Т—6 описывает встречу Чермена и его наделение землей: «Все население Кобана вышло встречать Чермена и все предлагали ему брать земли сколько и какую он желает. Чермен на это ответил, что он не волк и земли ему много не надо, а попросил отвести ему одну хорошую поляну (присвоенную Майрамуковыми, которую он распахал). С тех пор она стала называться Поляна Бестолова». Существование такой поляны подтверждается данными топонимии. В окрестностях Кобана расположен луг, называемый «Бестолты 'рдуз» — «Поляна
Бестоловых» (93, с. 26).
В версии предания Т—8, приглашая Чермена вернуться, Тулатовы обещают дать ему тот участок, который он пожелает. «Чермен сразы ис аемае аерцыд Тылаттаем. Бакодтой йын заеххы хай». «Чермен согласился и вернулся к Тулатовым. Они выделили ему земельный пай».
Вернувшись в Кобан, Чермен получил землю, которую требовал. Само возвращение свидетельствует о признании его прав, о победе, одержанной Черменом. Уход в абреки позволил ему достичь цели.
Первые же документальные упоминания о Чермене свидетельствуют, что народ
именно так понимал эти события. М. Г. Баев в 1869 г. (спустя 60 лет) писал:
«В этой песне повествуется между прочими подвигами Чермена о той крайности, до которой довел он алдаров, пока не получил должного и, возвратившись из бегов, не стал во главе своих старших братьев» (G6, с. 199).
Мир восстановлен, и может показаться, что все идет по-прежнему. Чермен возглавляет набеги на ингушей (Т—8, К—1, К—2) и кабардинцев (Т—6). Тулатовы живут с ним в согласии, хотя, как объясняет вариант Т—1, зто внешнее
благополучие, основанное на страхе перед Черменом («Уыдон дзаебаехаей
нае цардысты, фаг лае дзы каем тарстысты, уый тыххаей саехи дзаебаех дардтой»). Наши знания об осетинском обществе той эпохи позволяют представить атмосферу, в которой текла «мирная» жизнь Тулатовых и Чермена. В условиях публичности общественного быта и жесткости требований, которые осетины старого времени предъявляли друг к другу, Тулатовым пришлось терпеть осуждение со стороны других тагиатов, бадилатов и князей Кабарды и издевки простолюдинов. Нет сомнения, что прижизненная песня о
Чермене получила широкое распространение тогда же, после
его победного возвращения, в последний период его жизни.
Вообще, песня в тогдашней Осетии — сильнейшее оружие общественного мнения. Нетрудно вообразить впечатление, которое песня о Чермене производила на Тулатовых, и ущерб их самолюбию, нанесенный ее распространением.
К тому же, признание правоты Чермена меняло основы сословного строя и земельных отношений с феодального на общинно, военно-демократический.
Раз преступив черту и нарушив феодальную норму, тагиата Даллаг Кобана сами открывали такую возможность для
остальных кавдасардов-мусульман.кавдасарды-христиане и не пытались добиваться, чтоб их признали законными детьми и уазданами.
Выход для алдаров из этого двусмысленного положения был только один — смерть Чермена, вынудившего Тулатовых пойти на компромисс и ставшего символом их слабости. Выбор у Тулатовых, конечно, был: или смириться, оставить все как есть, как сложилось — или помочь Чермену умереть. Они выбрали второе.
Это был далеко не простой шаг — ведь речь шла о близком родственнике, о члене рода. Его жизнь они обязаны были защищать, его кровь — искупить кровью врага.
До рождения Чермена вся земля в Кобанском ущелье принадлежала кабардинским князьям Гилахстановым (они же Мударовы) и первое время за землю они брали с кобанцев определенную дань.
Когда Чермен создал свой отряд нижние кобанцы не только перестали платить дань, но, стали совершать набеги на кабардинцев, сами угоняя у них скот.
Особенно усилились эти набеги по возвращении Чермена обратно на родину. Теперь они окончательно нарушили покой кабардинцев. Последние готовы были даже крупно заплатить за голову Чермена, но сделать это никто не решался.
Тогда Дзамболат -старший из Майрамуковых , решил предать Чермена в их руки. «После возвращения в Кобан, Чермен начал пригонять скот и грабить добро ингушей и кабардинцев. Тогда девушки на выданье; и молодые невестки-перестали стесняться мужчин, упрекая их в том, что они не такие доблестные , как Чермен. Тулатовы оскорбились и решили убить Чермена. (т-8)»
~~~
*P.S.Все это происходило в 1804-1810гг.
-уход Чермена к ингушам и Ахмеду Дударову увязывается с концом 1803-началом 1804гг. : "в октябре 1803 года в Тагаурии вспыхнула эпидемия чумы, завезенная сюда из Мекки.
Местные жители вынуждены были временно покинуть дома и уйти
в глубь гор.
Положение на Военно-Грузинской дороге становилось тревожным. Цицианов доносил императору, что как только из (притеречной)Тагаурии ушли осетины, на дороге стали появляться ингуши."
В 1804г.вся Кабарда была объявлена "неблагополучной по чуме" и ей запретили всякое сообщение с русской линией, именно в этом году на в.-г.дороге развернулись совместное выступление осетин-тагаурцев и ингушей во главе с Ах.Дударовым против российских войск. После подавления восстания Чермен ушёл в Галашки. И вернулся в Кобань по всей видимости весной 1807г. , когда Мырзабек Бытаев писал Ивеличу и Гудовичу о том,что потомки Тага «пришли в бедность», так как лишились «прежних подарков и доходов от дороги» в 1804г., «Теперь, некоторые молодые люди нас не слушают и грабят, взыскивая с армян за все неполучаемые теперь доходы..., что случилось с нами до сих пор, все от бедности нашей.» Также он указал, что "многие осетины сделали отвращение от христианства и перешли в магометанство" чтобы стать "наравне с старшинами" .
Тогда Гудович направил предписание графу Ивеличу, в котором рекомендовал выделить среди других владельцев Дударова, пользующегося большим влиянием среди тагаурского населения.
По идее наместника Дударов должен был представлять всех остальных перед «российским начальством.» Однако особое отношение к Дударову, как писал Гудович, важно было скрыть от остальных, «дабы не обозлить этим других старшин».
К хитрой уловке прибег Гудович и в отношении поездок осетин на русскую пограничную линию, в частности в Моздок, куда они часто обращались по торговым и другим делам.
Наместник опасался, что во время этих поездок осетины войдут в союз с кабардинцами. «Позволить тагаурцам,— писал он графу Ивеличу,— ездить по надобностям их в Моздок, однако же не
иначе как под прикрытием нашего отряда. А чтобы имели они в сем необходимость, то старайтесь расстроить связь их с
кабардинцами.». В 1808/1809гг. по сообщениям графа Ивелича «от зловредных тагаурских нарушителей в тесных проходах между утесов засад и частых нападений...курьеры и прочия команды с великим трудом редко без вреда и урона от хищников проходят».
В марте 1809 года в Балте состоялись переговоры между Ивеличем, майором Гриневым и тагаурскими старшинами.
Переговоры ни к чему не привели. Было условлено, что переговоры будут возобновлены через три недели. Однако ясно было, что обе стороны далеки от компромисса. Майор Гринев не был согласен с предложением Ивелича, рассматривая его как уступку тагаурцам. Он писал Гудовичу, что лучше всего «строго наказать и усмирить дерзновение необузданных мужиков».
Тогда к Гудовичу поехал майор Дударов. Переговоры между Дударовым и Гудовичем кончились в пользу тагаурских старшин. Дударов привез с собою «обязательство, по которому тагаурские старшины и их подвластные должны поступать».
Согласно этому «обязательству» старшинам разрешалось взимать пошлины с торговых людей по 10 рублей с каждого.
Но они должны были обеспечить полную безопасность купцам во время их проезда по Военно-Грузинской дороге. На русской пограничной линии (в Моздоке) для осетин должны были отпускать соль. Со своей стороны тагаурцы обязывались нормализовать положение на дороге, прекратить набеги на караваны. По этому «обязательству» тагаурцы обещали, если «понадобится перевозка из Владикавказа до Ларса, по требованию выслать хотя бы до 100 лошадей». «Обязательство» теряло
силу при первом же его нарушении со стороны тагаурцев.
«В это время за проезд по Военно-Грузинской дороге уплачивали пошлину тагиатам , Тулатовы от своего рода поставили Чермена на Дарьяльской дороге сборщиком пошлины. Однажды, говорили, случился такой эпизод. В отсутствие Чермена какой-то грузинский князь проехал и не только отказался уплатить пошлину, но и применил силу против сборщиков. Когда Чермен вернулся, ему рассказали об этом. Чермен, говорят, погнался за ним и где-то в Дарьяльском ущелье(в районе Ларса, ближе к Казбеги) догнал его, заарканил, связанным доставил на сборочный пост и заставил уплатить не только пошлину за проезд, но и за обиду товарищей». (т-21)
Молодые тагаурские старшины из Кобаня: насмехались над ингушками, идущими на мельницу в Балте. Те упрекнули обидчиков: «Если бы вы хоть были мужчинами, подобными Чермену». На это Тулатовы сказали: «Если женщины считают Чермена таким сильным, значит нам нужно его убить». (т-5)
Многие девушки мечтали, чтоб их взял в жены Чермен, или кто то из его друзей. Чермен выбрал Госаму из рода Байматовых, которую засватал после кувда Джибиловых в Даргавсе, через Мырзабека , Дито хаджи, и старшего Джибиловых, своего побратима Токо.